Пароль будет отправлен вам на e-mail.

«О сумасшедших — неудобные, повстанцы, смутьяны, круглые колышки в квадратные отверстия. Те, кто видит вещи по-другому, — они не любят правил. Вы можете цитировать их, быть с ними не согласны, прославлять или чернить их, но единственное, что вы не можете сделать, это игнорировать их, потому что они изменяют вещи. Они толкают человечество вперед, и в то время как некоторые могут рассматривать их как сумасшедших, мы видим гениев, потому что те, кто достаточно безумны, чтобы думать, что они могут изменить мир, являются теми, кто это делает». © Стив Джобс

Его называют Тони Старком реального мира, достойным наследником Билла Гейтса и Стива Джобса в одном лице. Предприниматель, сколотивший состояние на интернет-стартапах, превратился в визионера, который думает о лучшем будущем для человечества. Слабо разбираясь в интернет-банкинге, ракетостроении и электромобилях, Илон Маск раз за разом врывался в новую отрасль с уверенностью, что он лучше других знает, чего хотят клиенты. И оказывалось, что он действительно знает!

Наверно, на сегодняшний день это самое известное и часто упоминаемое имя в интернете. Если вы еще его не слышали, пришло время узнать.

КТО ТАКОЙ ИЛОН МАСК?

Как пишет Википедия: «Илон Рив Маск (англ. Elon Reeve Musk; род. 28 июня 1971 года, Претория, ЮАР) — канадско-американский инженер, предприниматель, изобретатель и инвестор; миллиардер.

Основатель компании PayPal; основатель, совладелец, генеральный директор и главный инженер компании SpaceX; председатель совета директоров, генеральный директор и главный идейный вдохновитель (Chief Product Architect) компании Tesla; член совета директоров компании SolarCity, основанной его двоюродными братьями.

В рейтинге миллиардеров журнала Forbes в 2017 году его состояние оценивалось более чем в $20 млрд.

В декабре 2016 года вошел в состав Президентского форума по стратегии и политике при президенте США Дональде Трампе — группы из 16 американских предпринимателей, задача которой состоит в том, чтобы консультировать 45-го президента США по вопросам, связанным с экономическим ростом, созданием новых рабочих мест и повышением производительности труда, но в 2017 году отказался от дальнейшего участия в форуме в знак протеста против решения Трампа о выходе США из Парижского соглашения».

ПРОЕКТЫ И РЕАЛИЗАЦИИ

Свои первые миллионы Илон Маск заработал на программном обеспечении. В середине девяностых акции интернет-компаний росли как на дрожжах, и Маск просто не мог оставаться в стороне. Илона посетила идея создать Zip2 — цифровой аналог «Жёлтых страниц», позволявший, как он выражался, в любом районе Сан-Франциско найти ближайшую пиццерию и узнать, как к ней проехать. В итоге крупная фирма Compac приобрела Zip2 за 307 миллионов долларов, из которых 22 миллиона достались лично Илону. В свои двадцать семь лет он превратился в миллионера. Конечно, он купил квартиру и шикарную машину, но большую часть денег пустил на новый проект.

Потратив собственные 12 миллионов, Илон создал первый в истории сервис онлайн-банкинга с порнографическим названием X.com. Маска не пугало, что многие технологии надо придумывать с нуля. Он был уверен, что совершит революцию в банковской сфере, и его уверенность привлекала к нему инвесторов, а там и клиентов.

Возможность перевести деньги в другой конец мира, сделав пару щелчков мышкой без заполнения длинных платёжных поручений, всего за несколько месяцев привлекла к сервису двести тысяч человек. Скоро у X.com появился первый серьёзный конкурент в лице столь же молодого и амбициозного стартапа Confinity, который заменил название на известное сегодня всему миру PayPal. В июне 2002 года eBay предложил за PayPal полтора миллиарда долларов. Как крупнейший акционер, Маск получил 250 миллионов.

И тут Илон вспомнил о своём детском увлечении космосом. Он чувствовал, что мир утратил веру в лучшее будущее и хотел вдохновить человечество на новые свершения. Поначалу планы Маска были весьма наивными — он собирался купить старую российскую баллистическую ракету и с её помощью отправить корабль на Марс. Проект загнулся — Маск не сошёлся в цене с продавцами. Тогда ему и пришла в голову идея производства маленьких, экономичных ракет, которые могут завоевать рынок коммерческих перевозок на орбиту за счёт низкой стоимости запуска.

В июне 2002 года он основал Space Exploration Technologies Corporation (SpaceX). Поначалу Маск хотел производить только двигатели, а остальные детали закупать у сторонних поставщиков. Но он быстро убедился, что приемлемого качества можно добиться только самому.

Параллельно Маск заинтересовался электромобилями. На это его натолкнули два знакомства — сначала Илон встретил талантливого инженера Джеффри Штробеля, работавшего над экономичной батареей для электромобиля, а затем пересёкся с Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом, основателями компании Tesla Motors, целью которой было создание электромобиля нового поколения. Маск влюбился в идею и вложил в Tesla семь миллионов, став крупнейшим акционером.

ПАДЕНИЯ И ВЗЛЕТЫ

Оба предприятия Маск финансировал из собственного кармана и поэтому оказался на грани банкротства. Средства на счетах Маска таяли, а работа над первой ракетой SpaceX Falcon 1 на четыре года отставала от графика. Первые три запуска Falcon 1 кончились провалом. Череда неудач на старте — не редкость космической промышленности, но SpaceX не могла себе позволить такой роскоши. Инженеры исправили все недочёты и четвёртый запуск прошёл успешно, но на пятый уже не оставалось денег.

В декабре 2008 года у Маска кончились деньги. Если бы к январю Илон не нашёл нужные средства, Tesla можно было объявлять банкротом, а сотрудникам SpaceX было бы не на что платить зарплату. Маск прикинул, что ему придётся пожертвовать одной из компаний ради сохранения другой, но не смог сделать выбор.

Маск нашёл деньги в самый последний момент. Он вложил остатки своих средств в Tesla и убедил инвесторов поверить в неё ещё один раз. А со SpaceX ему просто повезло. Маск долго пытался убедить NASA, что его компания может стать подрядчиком по перевозке грузов на орбиту. И 23 декабря 2008 года космическое агентство подписало со SpaceX полуторамиллиардный контракт на двенадцать рейсов к МКС.

И вот тут начинания Маска заработали на полную мощность, и из человека, который долгие годы обещал, обещал и снова обещал, он превратился в человека, который начал делать. Сейчас SpaceX принадлежит сразу несколько рекордов, и Маск не намерен останавливаться на достигнутом.

У Tesla дела тоже идут хорошо. Tesla Roadster неплохо продавался, но настоящим хитом стала вышедшая в 2012 году модель S. Tesla Motors позиционирует её как «iPhone на колёсах». Даже распространение строится по модели Apple — Tesla реализует машины через интернет и специальные точки продаж, расположенные в крупных торговых центрах. Владельцам модели S практически не нужно платить за обслуживание. Программы автоматически обновляются через интернет, а на любой из электрозаправок Tesla владельцы могут зарядить свои машины бесплатно. Или, если торопятся, могут поменять аккумулятор, но уже за деньги. Помимо машин, Tesla производит батареи для электромобилей других компаний, причём продажа батарей приносит даже больше дохода.

Преуспевает и ещё одно начинание Маска — компания SolarCity, созданная Илоном и его двоюродными братьями. SolarCity — один из крупнейших поставщиков солнечной энергии в Америке, в 2016 году стоимость её активов оценивалась в 7 миллиардов.

КОСМОС СЕГОДНЯ

Успешный запуск компанией Илона Маска SpaceX тяжелой ракеты Falcon Heavy свидетельствует о том, что американский миллиардер и визионер развивает свою космическую программу эффективнее, чем все государства.

В ракете-носителе находился электрический спорткар Tesla Roadster, выпущенный компанией Tesla Motors. В машину поместили диск с произведениями Айзека Азимова, а за руль автомобиля посадили манекена в шлеме, которого организаторы запуска назвали Starman. На экране приборной панели размещена фраза «Не паникуй» (Don’t Panic) — цитата из книги «Автостопом по Галактике» («The Hitchhiker’s Guide to the Galaxy») Дугласа Адамса. «Тесла» вышла на околосолнечную орбиту, пересекающую траектории движения Земли и Марса, под песню Дэвида Боуи «Space Oddity».

Но самая громкая новость состоит в том, что Илон Маск запустил ракету Falcon 9 для тестирования проекта по раздаче бесплатного Интернета. При этом, он, в присущей ему шутливой манере, попросил «держать в секрете» пароль от WI-fi – «martians», что в переводе на русский означает «марсиане». Но в нашей стране халявы не будет. Московский научно-исследовательский радиотехнический институт по указанию Минобороны России разработал новейшую систему радиоэлектронной борьбы с сигналами, распространяемыми низкоорбитальными системами спутниковой связи типа Iridium, OneWeb и пр.

Это означает, что власти страны намереваются блокировать сигналы от низкоорбительных систем, призванных обеспечить на Земле глобальный доступ в сеть Интернет, — сообщает «Русский монитор».

ЕГО ЦЕЛИ И ПЛАНЫ

Планы предпринимателя на будущее не менее амбициозны: например, построить высокоскоростную систему вакуумных тоннелей под городами. Также он представил новые детали своего видения по колонизации частей Солнечной системы, включая Марс, спутник Юпитера Европу и спутник Сатурна Энцелад. Его смелые планы — нацеленные на то, чтобы сделать человечество многопланетным видом на случай, если цивилизация потерпит крах, — включают полеты на Марс уже в 2023 году.

Идея в том, чтобы сделать доступ к космосу намного дешевле — в документе значится, что стоимость поездок на Марс должна быть снижена на «пять миллионов процентов». Важной частью этого будут многоразовые космические технологии. Это прекрасная идея, которую Маск уже реализует на практике при помощи впечатляющих посадок ракетных ступеней на Земле. И это, несомненно, огромный технологический шаг.

Производство топлива на Марсе и за его пределами тоже стоит в числе планов. Это поможет снизить издержки. Эксперименты в этой области идут полным ходом и показывают, что важно выбрать правильный пропеллент. Эксперимент MOXIE марсохода NASA 2020 покажет, сможем ли мы производить кислород из атмосферного углекислого газа на Марсе. Это может быть возможно. Но Маск хотел бы также производить и метан — он был бы дешевле и пригоден к повторному использованию. Потребуется сложная реакция, задействующая много энергии.

Тем не менее, все это вполне выполнимо. Но планы становятся все более и более невероятными. Маск хочет запустить огромные космические корабли на орбиту Земли, где те будут заправляться несколько раз, используя ступени, запущенные с Земли, в ожидании отправки на Марс. Каждый из них рассчитан на 100 человек, и Маск хочет запустить 1000 таких кораблей за 40-100 лет, что позволит миллионам людей покинуть Землю.

Также межпланетные заправочные станции должны быть на телах вроде Энцелада, Европы и даже Титана, где могла бы быть или до сих пор есть жизнь. Топливо будет производиться и храниться на этих лунах. Цель этих станций — позволить нам путешествовать глубже в космос, в такие места как пояс Койпера и облако Оорта.

Капсула «Красный дракон» предлагается как потенциальный посадочный аппарат для таких миссий; она будет использовать двигательные установки в сочетании с другими технологиями, а не парашюты, как это делают чаще всего. Маск планирует протестировать такую высадку на Марсе в 2020 году с беспилотной миссией. Но непонятно, насколько это выполнимо, а требования к топливу огромны.

Сам Илон Маск говорит, что ставит перед собой три цели: снабдить человечество экологически чистым транспортом и источниками энергии и помочь строительству колоний в других мирах. Илон мечтает умереть на Марсе. И если первые две задачи близки к выполнению, то до третьей ещё идти и идти.

Идеи Илона Маска кажутся безумством, но раз за разом он оказывается прав, просто общество не поспевает за ходом его мыслей. В другом мире Илон Маск отлично подошёл бы на роль злодея в очередной серии «бондианы», но его страсть к науке, космосу и фантастике мешают разглядеть в нём беспринципного дельца. Он остаётся визионером, озабоченным лучшим будущим для всего человечества, живущим в эпоху, когда самые светлые умы думают, как впихнуть побольше фотографий котиков в пост в социальной сети.