Пароль будет отправлен вам на e-mail.

После открытия Турции для туристов из России в СМИ и Интернете стали активно обсуждать шансы Сочи сохранить и преумножить количество отдыхающих. Одни пишут о провале туристического сезона в Сочи и активном переманивании наших соотечественников на полюбившиеся пляжи Турции. Другие же наблюдают ажиотаж, как в горном, так и в прибрежном кластерах. Кто же прав и почему данные настолько противоречивы? С этим вопросом мы обратились к специалисту в вопросах туристического дела, генеральному директору санатория «Знание», Дмитрию Владимировичу Богданову.

— Меня очень удивляет, когда судить об успешности или провале сезона, о масштабах противостояния Сочи и Крыма или Сочи и Турции берутся непрофессионалы. А таких примеров масса. Эти непрофессионалы обычно задают вопросы представителю какого-либо московского туроператора, который отвечает, что «у них провал 40%». А после такого ответа складывается впечатление, что в Сочи катастрофа. Иной раз информация берется у компании, занимающейся интернет-продажами. А их сегмент всего 0.01% от общего рынка Сочи. Как мнение, основанное на таких данных, может отображать реальную картину? Как обстоят дела на самом деле? Для того, чтобы давать оценку сезону, необходимо изучать ситуацию. Как это выглядит? Вот есть рынок Сочи. Есть место для крупных московских туроператоров, которые выкупают блоки мест в крупных сочинских объектах и дальше производят реализацию. Таких компаний достаточно серьезного уровня никак не меньше двадцати. Но это даже не треть туристического потока в Сочи. По самым оптимистичным подсчетам все туроператоры, вместе взятые, дают миллион-миллион двести тысяч отдыхающих в год. А мы знаем, что в прошлом году Сочи принял 6,5 млн туристов.

Есть сочинские турагентства, которые продают услуги иначе, нежели московские. И показатели по загрузке межсезонья у сочинских гораздо выше! Но про них мало, кто говорит. И администрация Сочи о них не говорит, и московские СМИ. Хотя местная администрация – первая, кто должен быть заинтересован в продвижении сочинских туроператоров. Завтра поменяется конъюнктура рынка, и московские агентства пойдут продавать Крым, а может быть, Турцию, а может быть еще кого-то. А сочинские все равно будут продавать Сочи. То же продвижение Сочи в межсезонье – это заслуга сочинских туроператоров. Это игнорирование городской администрацией местных агентств – не результат коррупции, как могут подумать, а обычный непрофессиональный подход.

В управлении по туризму Сочи работает много людей, которые или не имеют опыта работы в туризме, либо обладают устаревшими представлениями об этом бизнесе. Сергей Анатольевич Доморат, возглавляющий управление по курортному делу и туризму администрации Сочи, большая умница, но, в первую очередь, он все-таки исполнитель тех решений, которые принимаются выше и которые вырабатывают люди, вообще не имеющие опыта в туризме. Поэтому прорывных решений от него ждать не стоит. Пока у нас не появится заместитель мэра, который будет курировать туристическое направление, человек авторитетный, уважаемый, с большим багажом успешных проектов в этой сфере, ничего не изменится. К сегодняшнему дню наши чиновники раз за разом что-то безуспешно пробуют и, не особо разочаровываясь неудачами, берутся внедрять очередной провальный проект. На зарплату это же не влияет.

Кого же не учитывают турагентства, которые делятся своей информацией?

— В первую очередь, корпоративных клиентов. Крупные предприятия и муниципальные образования по закону обязаны отправлять своих сотрудников отдыхать. В курортный период мест для «корпоратов» не хватает. И этот рынок гораздо больше, чем туроператорский. По этому вопросу в СМИ вообще никаких комментариев. Никто не берет в расчет этот сегмент, который превышает по валовой выручке сегмент туроператоров примерно в 5 раз.

Но есть и самый объемный сегмент туристического рынка – частные клиенты. Их больше, чем отдыхающих по путевкам всех видов, вместе взятых. Такие туристы обычно предпочитают более бюджетный вид отдыха, но это настолько массовый рынок, что их число в среднем достигает 4 млн. человек, а это 65-70% от общего количества отдыхающих в Сочи. Также нельзя сбрасывать со счетов рынок командировочных. Это тоже вполне ощутимая цифра. Вспомните, сколько проходит форумов, фестивалей и других мероприятий в нашем городе. И этот рынок в СМИ также не учитывается.

То есть, с туристическим бизнесом в Сочи сейчас все в порядке и прибыли растут?

— Нет. Есть крупные, известные объекты с именем, которые уходят в минус, даже снижая стоимость номеров на 30%, а горничные выносят из номеров упаковки из-под доширака и дешевого фаст-фуда. И это из фешенебельного объекта.

Плохая работа менеджмента?

— Всегда так можно сказать. Но я не стал бы сваливать всю ответственность на менеджмент. Вот есть, например, северный город Тюмень, миллионник, вместе с областью, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами это уже под 5 миллионов человек. А вот прилететь оттуда в Сочи прямыми рейсами за год могут всего только 25 тысяч человек. Потому что больше тупо нет самолетов! Желающих же намного больше. Можно сказать им: летите через Москву. Но пожилым людям или родителям с маленькими детьми перелет с затяжными пересадками не всегда по силам. Да и если Сочи такой недоступный – проще уже будет на зарубежный курорт через Москву лететь. Все эти сложности – результат неправильной политики в этом направлении администрации города и края, ужасающей политики нашего аэропорта. Для организации туристической деятельности требуется высочайший профессионализм. Специалистов высокого уровня на западе готовят 16-18 лет. У нас в туризме пытаются рулить те, кто не отработал в нем ни дня. Я называю это эпохой воинствующего непрофессионализма. В итоге 98% отелей по Сочи хронически убыточны. У них низкий процент загрузки по году, высокие цены в пик сезона, недостаточный уровень сервиса, так как нет правильных стандартов и возможностей для квалифицированной подготовки персонала.

Все-таки Сочи изначально развивался, как лечебный курорт. Можно ли сказать, что мы и сегодня в этой сфере в авангарде?

— Действительно, зачем соревноваться с Турцией в пляжном отдыхе, когда у нас такие потрясающие возможности для профилактики и лечения? Турки только мечтают и завидуют нашей санаторной базе. Но при этом постоянное нагнетание негатива, что в Сочи все плохо, приводит к тому, что даже наши фешенебельные санатории вынуждены продавать путевки с лечением по 25-30 евро в сутки на человека. Это при том, что в Европе аналогичные услуги меньше, чем за 100 евро не найти. А наши должностные лица, вместо того, чтобы помогать развитию санаторных программ, делают ставку на пляжный отдых или на нецелевого клиента, который в отеле «4 звезды» оставляет после себя упаковки из-под доширака. Весь мир борется за целевого клиента. Но массовый непрофессионализм в Сочи приводит к тому, что туристы остаются недовольны сервисом, а предоставляющие туристические услуги – отдыхающими.

Бальнеологический комплекс «Мацеста», санаторий «Знание» и ряд других, сотрудничая друг с другом, активно развиваются. И это потрясающий ресурс, который дает реальный эффект. Услуги специалистов предлагаются круглый год. Жители Сочи могут проходить лечебные курсы амбулаторно. В «Мацесте» есть бесплатный телефон, по которому можно позвонить и абсолютно бесплатно получить от врача консультацию: 8-800-200-04-34

Многие говорят о запредельно высоких ценах по сравнению с другими курортами. Это так?

— На сегодняшний день Сочи – самый доступный курорт. «5 звезд» в Сочи дешевле, чем аналогичные в Геленджике, Анапе или в Крыму. Также и с другими сегментами. А наши санатории самые дешевые в мире! Прямо сегодня можно купить путевку в санаторий на ноябрь-декабрь-январь- февраль за 1200 рублей в сутки на человека. И это с проживанием, 3-разовым питанием, с бассейном, диагностикой, лечением и культурной программой.

И последний вопрос, взбудораживший, как отдыхающих, так и жителей Сочи. Что нас ждет после введения курортного сбора?

— Объявлено, что с мая 2018 года курортный сбор будет составлять не больше, чем 50 рублей с человека. А с 2019 – не больше, чем 100 рублей. Причем уже определены 19 категорий граждан, с которой сбор взиматься не будет. В том числе и с жителей Краснодарского края. Сбор будет сниматься в любом отеле или гостинице, которая имеет статус хотя бы ИП. Далее средства будут перечисляться в специальный фонд, после чего 70% администрация края должна будет перечислить обратно в курортные города, а 30% останется в бюджете края. В прошлогоднем поручении президента РФ было четко сказано: «Средства от курортного сбора направить на развитие санаторно-курортного комплекса». Сейчас Федеральный закон размыл эту формулировку. Теперь деньги должны будут направляться «на развитие курортно-туристической инфраструктуры». Сюда уже попадают дороги, коммуникации, никак не относящиеся к санаторно-курортной сфере. Ждем еще закон Краснодарского края, который наверняка будет еще более обтекаемый. Потому что для чиновников, чем менее целевая направленность фонда, тем проще осваивать эти деньги. Мой личный прогноз: в следующем году мы увидим шквал негативных откликов со стороны гостей и представителей курортной индустрии. Чтобы корова давала больше молока, ее надо больше кормить. А наши чиновники пытаются кормить поменьше, а доить побольше. Если корова и не издохнет, то станет давать молоко гораздо худшего качества.

Жители Сочи могут очень помочь в развитии города, если научатся говорить о Сочи как о лечебном курорте. Если мы все вместе будем делать эту работу, то мы все сможем зарабатывать совсем другие деньги. Ведь, чем больше средств придет в город с отдыхающими, тем больше их будет в наших магазинах, ресторанах и других сферах, где работают сочинцы. Конечно, вслед за доходами возрастут и цены, но Сочи станет городом обеспеченных людей. Уровень жизни станет выше у всех. Будут развиваться благотворительные программы, культурная жизнь курорта. И это можно сделать усилиями всех жителей Сочи.