Пароль будет отправлен вам на e-mail.

Мнения о причинах грубой посадки Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр» в Сочи в сентябре этого года

Точка зрения комиссии МАК

Уже установлено, что лайнер заходил на посадку в штатном режиме. Проблема у экипажа возникла неожиданно, перед самой землей, когда самолет уже снизился примерно до сотни метров и почти долетел до начала взлетно-посадочной полосы №6. В этот момент его скорость резко увеличилась, и машина, вместо того чтобы продолжить снижение, понеслась вперед.

О таком развитии событий экспертам рассказали записи параметрического и речевого самописцев Boeing. «Черные ящики» зарегистрировали резкое самопроизвольное увеличение путевой скорости самолета перед посадкой, не связанное с действиями экипажа, и реакцию на это бортовой системы Boeing, предупреждающей экипаж об опасности голосовой командой: «Caution! Wind shear» (Внимание! Сдвиг ветра). По мнению специалистов, возле самой поверхности земли самолет, шедший на посадку под стабильным боковым ветром, попал в зону довольно сильного, порядка 20 м/с, попутного ветра. Этот ветер и начал толкать машину вдоль полосы.

На полосе самолет не остановился — выкатившись за ее пределы, результате которой получили травмы два десятка пассажиров, скончался от сердечного приступа осуществлявший их эвакуацию спасатель и был полностью разрушен самолет.

По мнению экспертов, резкая смена направления ветра стала для летчиков «непредсказуемым событием», с которым экипаж был не в состоянии справиться. Затормозить самолет в воздухе летчики не могли, перевести его в набор высоты — тоже. Дело в том, что все заходы на посадку в Сочи предусмотрены от моря в сторону гор, поэтому отказ от посадки на высоте менее 100 метров считается слишком рискованным маневром.

Другое дело, что само решение командира экипажа о посадке представляется экспертам сомнительным. В ночь на 1 сентября, когда произошла авария, в Сочи было объявлено штормовое предупреждение: шел ливень, который ухудшал видимость и сцепление колес с покрытием ВПП, в метеосводках сообщалось о порывистом ветре и его возможных сдвигах. По данным участников полетов, в ту ночь почти все прилетевшие в Сочи самолеты встали в зону ожидания либо сразу уходили на запасные аэродромы, например, в Краснодар.

Экипаж «ЮТэйр» между тем, как говорят участники расследования, изначально «сориентировался на посадку». За 15 минут до аварии летчики попробовали сесть на другую полосу, №2 длиной 2,2 тыс. метров — не получилось. Непосредственно перед ними попытался зайти на посадку самолет Air Baltic, но и он был вынужден уходить на второй круг. Пилоты Boeing тем не менее решили сесть на более длинную полосу №6.

Мнение независимого эксперта

Независимый технический эксперт Юрий Антипов назвал выводы МАК относительно выкатывания самолета авиакомпании Utair за пределы ВПП, «очередными фантазиями». По его мнению, специалисты комитета не просто не установили причину происшествия, но и продемонстрировали ряд элементарных ошибок, пишет «Кавказ Пост».

Эксперт еще по горячим следам авиапроисшествия сказал, что у лайнера, скорее всего, были неполадки с системами торможения, в частности, с реверсом: «Реверс включился лишь тогда, когда самолет был уже на противоположном торце ВПП. А включись он сразу (как это делается всегда), самолёт без проблем успел затормозить до выкатывания с ВПП».

Антипов недоумевает, почему у МАКа об этом – ни слова. «Опять выпячивается вина пилотов, а о техническом исследовании реверса — тишина. И опять, вместо подробного технического анализа, уже изначально делается упор на мифическое исследование психологии пилотов. МАКу уже давно не техникой заниматься, а пойти в психологи», — добавляет эксперт.