Пароль будет отправлен вам на e-mail.

Улица Горького — одна из старейших в Сочи. Она возникла в конце XIX — начале XX века, как один из участков Новороссийско-Сухумского шоссе — единственной дороги того времени вдоль побережья Черного моря. До революции улица называлась Шоссейной, а после октябрьского переворота была переименована в Крестьянскую.

В пятидесятых годах прошлого века улицу переименовали в честь «буревестника революции». А в 1956 году был поставлен большой памятник Максиму Горькому. Бетонный монумент в наши дни не забыт — его регулярно подкрашивают, а возле памятника любят назначать свидания влюбленные.

Интересно, что в свое время знаменитый пролетарский писатель, будучи еще Алексеем Пешковым, участвовал в строительстве Новороссийско-Сухумского шоссе и в ярких красках описывал все ужасы строительства дороги в рассказе «Рождение человека». Чуть позже он прошел пешком до селения Адзюбжа на реке Кодор. В 1903 он посещает Гагры. Впечатления его странствий по Кавказу, в частности по Кубани и Черноморью, легли в основу произведений «Дед Архип и Лёнька», «Мой спутник», «Два босяка», «В Черноморье», «Женщина», «Чужие люди», «Калинин», «В ущелье», «Песня о соколе». В Советское время А. М. Горький посетил Сочи в 1929.

На улице Горького можно увидеть несколько примечательных с архитектурной точки зрения зданий, о которых хочется рассказать.

ЦУМ

Самым ёмким, достоверным и исторически интересным документом о зарождении торговой системы в Сочи можно считать «Летопись» М. Керимовой. Планомерно, из года в год от 1953 до 1968 гг. автор отслеживает динамику развития советского Торга и Центральному Универмагу в увесистом фолианте полувековой давности отводится немало места.

В 1953 году общее количество работающих в торге составляло всего 260 человек. И уже тогда у города был свой Универмаг – одноэтажный магазин в Октябрьском сквере со штатом в 17 человек. Среди горожан и гостей города он был известен как «магазин, где крутятся двери». Как отмечает автор, «двери действительно были вращающимися, но вряд ли это создавало кому-нибудь удобства». Следующее упоминание о ЦУМе относится к 1957 году. В финансовых сводках значится, что в строительство Универмага вложено 12 тысяч рублей при общих капиталовложениях в 21,8 тыс. рублей за год. В 1958 году в строительство Универмага было инвестировано уже 98 тысяч рублей, подрядчики работают более активно. Торговая сеть как по количеству предприятий, так и по рабочим местам увеличилась почти вдвое. Но, несмотря на это, большинство магазинов небольшие – по 2-3 рабочих места. «Городу нужен универмаг, очень нужен! – пишет автор летописи. – В маленьких магазинах трудно представить для выбора покупателям огромный ассортимент товаров, который производит теперь промышленность».

В 1959 году здание Универмага уже построено. Его открытия ждут все. Но впереди ещё самое главное – отделочные работы. В 1961 году красивое здание, архитектурным решением которого было создание перевеса площади, прилегающей к сочинскому ж/д вокзалу, полностью готово. 16 января 1962 года ЦУМ распахивает свои двери покупателям. На первом этаже ЦУМа расположились секции обуви, тканей, галантереи, парфюмерии, головных уборов. На втором – одежда и трикотаж. Как долго ждали открытия Универмага! И вот он открыт!

ЦУМ – настоящий гигант сочинской советской торговли. Спроектированное «Гипроторгом» (ныне ОАО «Кубаньпроект») здание получилось впечатляющим: огромные арочные окна, светлые фасады, просторные площади и характерный архитектурный стиль советской эпохи. Прошло уже столько лет, но и сейчас ЦУМ выглядит интересно и презентабельно в окружении стекла и бетона современных по- строек. Но он действительно устарел, нуждается во внимании и обновлении. Централизованной торговли больше нет, нас окружает изобилие выбора, и былое величие главного магазина курорта уже померкло. Планировался даже снос существующего здания – в 2008 году Объединённая Промышленная Корпорация из столицы всерьёз рассматривала перспективу сноса здания ЦУМа с последующей постройкой на его месте торгового центра в 22 тыс. кв. м.

Впоследствии здание было решено оставить. И это правильно. Потому что наш ЦУМ – это нечто особенное для каждого жителя города. Сохранить его таким, каким его создало для нас предыдущее поколение и возродить былую популярность Универмага как знакового, привлекательного места не только для покупок, но и для отдыха – задача не простая. Но она выполнима при грамотном подходе и поддержке тех, для кого всё это делается.

В ближайшее время сочинский ЦУМ ожидают масштабные изменения. Совсем скоро ЦУМ станет совсем другим – обновлённым и интересным. И, в то же время, он останется прежним – узнаваемым и красивым сочинским универмагом. Реализация этого проекта уже началась.

ДОМ ДОЛИНСКОГО

Имя Леонида Федосеевича Долинского, потомка старинного дворянского рода, неразрывно связано с памятником «Якорь и пушка», установленным им вместе с зятем Д. В. Аристовым на собственные средства в 1913 году возле библиотеки им. А. С. Пушкина. Леонид Федосеевич родился в 1850 году в Херсонской губернии Елисаветинского уезда. Некоторые источники возводят его в чин то адмирала, то полковника. Однако местные краеведы считают, что Долинский дослужился до чина ротмистра.

Дом Долинского, хоть и разделённый после национализации на несколько квартир, и сейчас можно найти на улице Горького, 42. Архитектура здания весьма эклектична, что позволяет предположить, что дом был построен в конце XIX века. Черты южной архитектуры выражены в наличии двух угловых эркеров, а также двух балконов на уличном фасаде и большой открытой террасы в уровне третьего этажа, выходящей во двор дома (сегодня терраса застроена). Несколько лет назад с сочинскими краеведами связались потомки Долинского, которые поделились исторической фотографией дома. К сожалению, сегодня дом Леонида Федосеевича, как и многие другие городские дома этого периода, оброс всевозможными пристройками, которые значительно ухудшили внешний вид. К Олимпийским играм заново был выкрашен лишь главный фасад, выходящий на улицу Войкова.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ СОЧИ

Это здание знают не только в нашем городе. Железнодорожный вокзал стал визитной карточкой Сочи, поэтому не рассказать о нем еще раз просто невозможно.

Железнодорожная магистраль была проведена в Сочи после того, как город стал популярным курортом. «Кавказская Ривьера» открылась в 1909 году, вслед за этим было принято решение о проведении сюда железной дороги.

В 1913 году на Ярморочной площади (ныне Привокзальная площадь) перед городским кладбищем (ныне Завокзальный мемориальный комплекс) определено место для строительства здания станции Сочи. Первое здание вокзала построено в 1918 году, второе — в 1934 году. Современное здание железнодорожного вокзала принято в эксплуатацию 10 сентября 1952 года. Построено оно по проекту А. Н. Душкина, автора одной из московских высоток.

Сегодняшний вокзал Сочи – это настоящий дворец, завершающийся огромной башней с часами. Уникальна на сочинском вокзале планировка: в центре здания расположен атриум. Всюду колонны, портики, высокие арки, фонари — это одно из самых интересных сочинских зданий. Те же архитектурные решения были потом растиражированы по всему черноморскому побережью — особенно в Абхазии, где, к сожалению, вокзалы нынче лежат в руинах.

Интересна история создания Душкиным своего шедевра. Некоторыми моментами хотелось бы поделиться. Изначально был разработано несколько проектов.

13 сентября 1950 года состоялся торжественный митинг, посвящённый закладке здания нового ж/д вокзала. Из воспоминаний жены архитектора Т. Д. Душкиной: «Стройка шла в неспокойной обстановке. Местные строители, желая выслужиться, навязывали лепные и бронзовые украшения, от которых Алексей категорически отказывался, за что его стали обвинять в пораженчестве и нежелании должным образом увековечить эпоху великого вождя Сталина. Парадоксально, что в 1955 году Алексея обвинили в злоупотреблении «архитектурными излишествами» именно при строительстве сочинского вокзала. Многие архитекторы, отдыхавшие в то время в Гаграх, специально ездили в Сочи посмотреть на строящийся вокзал, и по возвращении все в один голос говорили, что здание должно быть прекрасным. Архитекторы, уроженцы Кавказа, удивлялись, как будучи северянином, Алексей почувствовал стиль и колорит южного сооружения, смог его гармонично вписать в кавказский ландшафт. Тогда ещё дно было предположить, что сочинский вокзал сыграет трагическую роль в творческой жизни его автора, нарушит жизнь и спокойствие семьи».

В 1975 году сочинский железнодорожный вокзал был внесен в число памятников архитектуры местного значения и в Красную книгу ЮНЕСКО, поскольку здание считается одним из красивейших в Европе.

ГОРЬКОГО, 40

Каждый раз, когда я проезжаю мимо этого дома, мне хочется побольше о нем узнать. К сожалению, информации о нем я нашла не очень много. В советское время здесь располагался магазин товаров из Чехословакии «Яна». Сейчас это просто красивый жилой дом. Но не обратить на него внимания невозможно.