Пароль будет отправлен вам на e-mail.

Еще год назад президент РФ В.В. Путин поручил организовать круизное морское и авиационное сообщение между Ялтой и Сочи. Так и сказал министру транспорта Максиму Соколову на заседании президиума Госсовета в Керчи: «Проработайте (этот вопрос), мне доложите и на следующий год сделайте… И авиационное сообщение, и морское».

В советское время Крымско-Кавказская морская линия ежегодно привлекала десятки тысяч туристов, в том числе иностранцев. Курсировали такие знаменитые теплоходы, как «Адмирал Нахимов», «Россия», «Победа», «Тарас Шевченко», «Дмитрий Шостакович» и другие.

В 1992 году Черноморское морское пароходство перешло под юрисдикцию Украины, и линию перестали использовать. Примерно в то же время перестали ходить знаменитые «Кометы». Старожилы Сочи и отдыхавшие здесь в советские годы прекрасно помнят, как хорошо было отлажено морское сообщение между Сочи и другими черноморскими городами-курортами. Чтобы попасть в Геленджик или Новороссийск, не надо было долго трястись в автобусе по серпантинам или пересаживаться в Туапсе с электрички на тот же душный автобус. Сел на «Комету» и с ветерком долетел на подводных крыльях туда, куда нужно. Как это было удобно и для жителей, и для гостей Сочи!

В СССР выпустили около сотни таких кораблей, часть из которых пошла на экспорт. Это было сравнительно небольшое 35 метров в длину и 11 метров в ширину быстроходное судно, предельная скорость которого составляла 60 километров в час. Вместимость варьировалась в зависимости от модификаций, но в среднем составляла 120 пассажиров.

По информации, взятой с сайта АО «Судостроительный завод Вымпел», в 2018 году будет выпущено морское пассажирское судно на подводных крыльях нового поколения «Комета 120М» (проект 23160), предназначенное для скоростных перевозок пассажиров в светлое время суток в салонах, оборудованных креслами авиационного типа. «Комета 120М» обеспечит движение СПК в крыльевом режиме при высоте волны hв3% до 2,0 м и ветре до 4 баллов. При высоте волн hв3% до 2,5м и ветре до 5 баллов — обеспечено безопасное плавание в водоизмещающем режиме. В настоящее время на судне проходит заключительный этап строительства, установки оборудования и отделочных работ — после чего его спустят на воду для проведения ходовых испытаний.

О возможности возрождения скоростного морского сообщения в Сочи мы узнали у генерального директора ООО «Черноморские круизы» Максима Юрьевича Кондратенко.

Почему в советское время морское такси было доступно, а сейчас в Сочи и других черноморских городах его нет?

— Экономика в СССР была плановая, соответственно морские транспортные средства и инфраструктура находились на балансе у госучреждений, денежные средства на их содержание выделялись государством. Сейчас все перешло в частные руки. Сегодня, если любому коммерсанту посчитать затраты на скоростное сообщение (морские трамвайчики) на Черном море, которое возможно только в летний период, когда море более-менее спокойное, получится, что бОльшую часть года он будет нести одни расходы. Правда такова, что зимой все голодают. Стоимость месяца стоянки «Кометы» на марине составляет от 200 тысяч рублей. Отстояв полгода, в новый сезон входишь уже с минусом более миллиона.

Неужели никому не по плечу такой проект?

— Только сильный собственник инфраструктуры, имеющий преференции, может на сегодняшний день развиваться и предлагать интересные программы. В начале лета мы запустили перспективный проект с круизом на лайнере «Князь Владимир». Судно не новое, но начало положено, и вполне достойное. За это время совершено уже 15 круизов и дальше мы будем только развиваться, разрабатывая международное направление. Мы сейчас «Америка 60-х годов», когда только началось развитие круизного туризма. И все знают, на каком уровне этот бизнес у них сегодня.

Так что можно сказать о судьбе морского такси в Сочи в ближайшие годы?

— Мы пока не привлечены в эту сферу, но, возможно, «Черноморские круизы» станут операторами внутреннего скоростного сообщения. Я говорю о таких маршрутах, как Имеретинка – Сочи – Лоо и так далее до Севастополя по внутренним портопунктам. Есть также проект поручения президента РФ о восстановлении скоростного сообщения. На заводах министерства обороны есть корпуса судов, которые предлагаются переоборудовать под пассажирские суда. В том числе планируется запустить «Комету 120М». и на Черном море. Программа есть. Мы ждем поручения и назначения ответственного исполнителя, без которого восстановление скоростного сообщения не представляется возможным. Анатолий Николаевич Пахомов также отмечал, что Сочи нужны туристы, которые приходят морем, железнодорожным и авиа-путями. Автомобильный туризм значительно осложняет ситуацию на дорогах, создавая пробки на дорогах города, по которым происходит основное движение. Необходима альтернатива. Когда появилась «Ласточка», она значительно облегчила передвижение как жителей, так и отдыхающих. Востребованная ниша долго пустовать не может. В Сочи много предпринимателей, готовых вкладываться и инвестировать средства. Вся основа и платформа для развития этого направления есть. Министерство транспорта в лице Росморречфлота всегда идет навстречу и готово оказать содействие. Мне показывали еще один проект скоростного парома для автотуристов с 500 сидячих мест и возможностью перевозки около 50 машин. Он небольшой, но современный и скоростной. Этот паром планируется запустить по направлению Сочи-Поти-Батуми.

Когда же будут реализованы эти проекты?

— Я уверен, что уже в следующем году для обеспечения скоростного сообщения будет приобретено судно «Комета», и оператором станет госкомпания.

Ждем с нетерпением!