Пароль будет отправлен вам на e-mail.

Начало июня принесло сразу две печальные вести. С разницей в неделю ушли из жизни две Личности, легендарные кинематографисты, без которых отечественное кино было бы обедненным и лишенным созданных ими шедевров. Это Кира Муратова и Станислав
Говорухин. В свое время работы Киры Муратовой стали для меня настоящим откровением. Вспомнить только сцену беседы «Мама, я волнуюсь!» из фильма «Три истории», в которой пожилая женщина отчитывает свою еще более пожилую маму за то, что она не берет трубку. У обеих не очень хороший слух, но этот диалог трогает до слез…

КИРА МУРАТОВА

Известный украинский и советский кинорежиссёр, сценарист и актриса Кира Муратова скончалась на 84-м году жизни. Об этом сообщило издание Buro 24/7 со ссылкой на её супруга художника-постановщика Евгения Голубенко. Информацию также подтвердил журналист и телепродюсер Юрий Минзянов. «Ушла Кира… с ней целая эпоха… Помню, как ещё студентом ВГИКа плакал на «Долгих проводах»… — написал он в Facebook.

Кира Муратова — уроженка бессарабского
города Сороки. После окончания Великой Отечественной войны переехала в Москву, где поступила на филологический факультет МГУ. Проучившись там некоторое время, Муратова поняла, что больше всего её увлекает мир кино. Поэтому она поступила на режиссёрский факультет ВГИКа, где училась в мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Институт Муратова окончила в 1959 году, а уже в 1961-м стала работать
режиссёром на Одесской киностудии.

Её творческий дебют состоялся в 1962 году. Первыми работами начинающей  кинематографистки стали картины «У крутого яра» и «Наш честный хлеб», которые она сняла вместе со своим первым мужем Александром Муратовым.

Первым её авторским творением стала мелодрама «Короткие встречи», снятая в 1967 году. Главную мужскую роль в этой картине сыграл тогда ещё малоизвестный Владимир
Высоцкий. Фильм Муратовой стал дебютным для актрисы Нины Руслановой. Сама режиссёр также появилась в ленте, исполнив роль Валентины Ивановны.

Однако советские критики картину не оценили, она вышла в прокат ограниченным тиражом. Её полноценный показ состоялся лишь спустя 20 лет.

Та же участь постигла и следующий фильм Муратовой «Долгие проводы». Снятый в 1971
году, на экраны он попал из-за давления цензуры только в 1987-м. Уже в первых фильмах режиссёр заявила о своём интересе к современной нравственной проблематике и неоднозначным человеческим характерам. Как рассказывала Муратова в одном из интервью, эти ленты она сняла, вдохновившись работами классиков европейского
авторского кино Микеланджело Антониони и Ингмара Бергмана.

Из-за разногласий с Одесской киностудией по поводу своего художественного видения Кира Муратова в конце 1970-х переехала в Ленинград, где стала сотрудничать с «Ленфильмом».

В этот период появляются её ленты «Познавая белый свет» (1978), «Перемена участи»
(1987), «Астенический синдром» (1989) и другие. «Астенический синдром» — двухсерийная драма с острым социальным оттенком — произвёл фурор в кругах критиков и среди зрителей, получив признание и за рубежом. В этой ленте впервые для отечественного кино на тот момент звучит нецензурная лексика. Работа Муратовой
была отмечена «Серебряным медведем» Берлинского кинофестиваля в 1990 году, а также
получила две премии «Ника».

«Астенический синдром» был энциклопедический фильм… Он снимался как мозаика, я вообще люблю этот способ. Он производит впечатление большой формы, но это иллюзия. Просто кусочков мозаики так много и они такие разные, что создаётся впечатление шири», — вспоминала режиссёр в одном из интервью.

Следующими картинами Муратовой стали «Увлечения», «Три истории», «Два в одном», в которых режиссёр снимала начинающую на тот момент актрису Ренату Литвинову. «Три истории», в частности, были номинированы на берлинского «Золотого медведя».

Самым успешным в фильмографии Киры Георгиевны стала лента «Настройщик» (2004), где главную роль сыграла также Литвинова. Фильм участвовал во внеконкурсной программе Венецианского фестиваля, получил три премии «Ника», главный приз «Золотая лилия» на Международном кинофестивале центрально– и восточноевропейских
фильмов и другие награды.

В «Настройщике» Муратова впервые в своих фильмах показала поцелуй. До этого она всячески избегала подобных сцен. «Ни разу не видела в кино поцелуя, который бы мне понравился. Вот и решила: дай-ка я попробую сама снять такой поцелуй!» — поясняла режиссёр.

Последними работами Киры Георгиевны стали фильмы «Мелодия для шарманки» и «Вечное возвращение». Мировая премьера последнего состоялась в рамках Римского кинофестиваля в 2012 году. После этого Муратова объявила, что уходит из кинематографа.

В разное время в картинах режиссёра снимались такие актёры, как Олег Табаков, Сергей Маковецкий, Иван Охлобыстин, Алла Демидова, Зинаида Шарко и прочие. По словам Муратовой, она всегда любила сотрудничать «с актёрами и неактёрами», так как это сочетание «всегда высекает живую искру».

«Я изучала, что такое актёр, что такое человек и талант, сколько неактёра в актёре и актёра в неактёре… Неактёр может сыграть меньше ролей, чем актёр, но то, что он играет, получается достовернее», — говорила кинорежиссёр.

Кира Муратова — обладательница орденов князя Ярослава Мудрого V, ІV и III степени (1999), Государственной премии Украины имени Александра Довженко, ордена Дружбы и других наград. Муратова в последнее время жила и работала в Одессе.

СТАНИСЛАВ ГОВОРУХИН

14 июня в Подмосковье скончался народный
артист России, кинорежиссер, депутат Государственной Думы, председатель Комитета по культуре Станислав Говорухин на 83-м году жизни. Он заочно простился с коллегами 10 июня, когда на церемонии закрытия 29-го сочинского «Кинотавра» от его имени зачитали приветствие. В ответ продюсер Александр Роднянский пожелал ему со сцены скорейшего выздоровления. Но чуда не произошло. Говорухин ушел вслед за Кирой Муратовой,
которую необычайно ценил.

В 2013 году в Сочи Станислав Сергеевич, имея за плечами такие хиты, как «Место встречи изменить нельзя», «Десять негритят», «В поисках капитана Гранта», «Ворошиловский стрелок», публицистические ленты «Россия, которую мы потеряли» и «Так жить нельзя», ошарашил своим заявлением: «Мой зритель умер. В кинотеатрах сидят тинейджеры. У меня нет желания снимать кино». Он еще тогда словно бы попрощался с кинематографом,
но в 2015-м снял «Конец прекрасной эпохи» о Сергее Довлатове, завершивший его кинокарьеру.

Станислав Говорухин родом с Урала, из Березников Свердловской области. В Казанском университете он окончил геологический факультет, там же, в Татарстане, работал на телевидении ассистентом режиссера, писал статьи в местной газете. На излете хрущевской «оттепели» перестал заниматься журналистикой, но годы спустя, в разгар перестройки, вернулся к ней уже в Москве.

Режиссуре он учился во ВГИКе, а потом поехал на Одесскую киностудию, дебютировал там в 1966 году знаменитой теперь картиной «Вертикаль». Он переиграл немало ролей в кино и мог бы стать Печориным в «Княжне Мери» Киры Муратовой, если бы только-только запущенную картину на корню не зарубили чиновники от культуры. Можно
себе представить, каким роскошным был бы герой Лермонтова в его исполнении.

Спустя время Говорухин и сам стал руководить культурой, но унылым функционером не стал. Он не уставал повторять, что искусство должно заниматься судьбой маленького человека. Бранил зрителей, которые книг не читают, серьезного кино смотреть не хотят, не жаловал зарубежные фестивали, жадные, по его мнению, до чернухи. Как-то он сказал: «Я вообще не питаю надежд на то, что изменится что-то в лучшую сторону. Кино сегодня
снимают дети богатеньких родителей, не видевшие жизни. Пока они снимают вредную ложь, Родину защищают дети нищих родителей, рабочих и крестьян. Кино сегодня разрушительное. Оно не следует завету Пушкина — будить добрые, благородные
чувства. Оно отнимает у человека последние силы». В 2006 году на фестивале «Литература
и кино» в Гатчине, где Говорухин представлял свой фильм «Не хлебом единым», губернатор Ленинградской области в качестве награды торжественно вручил ему конверт с деньгами. Станислав Сергеевич приоткрыл его и сказал: «Нехорошо вывозить деньги из области, которая и без того нуждается». Потом пригласил на сцену директора детской библиотеки, передал ей конверт со словами: «Купите деткам хорошие книги, не какую-нибудь муть вроде «Ночного дозора». Таким он был человеком, что не мешало ему с мигалками ехать от Петербурга в ту же Гатчину, изумляя очевидцев.

Он умел сочно и ярко жить, прямо держал спину. Не зря его назвали как-то лордом Фаунтлероем Государственной думы, где он на протяжении многих лет возглавлял Комитет по культуре. Среди его картин – фильм «Вертикаль» (1967, в котором одну из ролей исполнил Владимир Высоцкий и прозвучали его песни), «Жизнь и удивительные
приключения Робинзона Крузо» (1972), «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»
(1981), «В поисках капитана Гранта» (1985), «Десять негритят» (1987), первый советский боевик «Пираты XX века» (1979, Говорухин – автор сценария), многосерийный телефильм «Место встречи изменить нельзя» (1979, одну из главных ролей в фильме сыграл Владимир Высоцкий), документальный фильм «Так жить нельзя» (1987), «Ворошиловский стрелок» (1998, главную роль в фильме исполнил Михаил Ульянов), «Благословите женщину» (2003), «Не хлебом единым» (2005), «Артистка» (2007), «Пассажирка» (2009), «В стиле Jazz» (2010), «Weekend» (2013), «Конец прекрасной эпохи» (2015).

Станислав Говорухин был человеком дела. Считал, что главная обязанность мужчины – сидеть по двенадцать часов за столом и работать. Этим он и занимался всю жизнь, отдавая себя кино, а позже – еще и политике, стараясь служить России не только как деятель искусств, но и деятель общественный, а также депутат Госдумы. Себя он не берег, признаваясь: «Я много курю, много пью, у меня нет никакого распорядка дня. И мне хорошо».
***
В десятые годы Говорухин уже не пытался снять очередной «главный фильм» – он уже
сказал все, что хотел сказать, и просто делал кино, которое ему нравилось. «Либеральный
обком», разумеется, сурово порицал Говорухина и за письмо, призывавшее не искать политику в деле ЮКОСа, и за руководство штабом Владимира Путина в 2012 году, но нет ни малейших свидетельств того, что его это как-то всерьез задевало.

Говорухин всегда был патриотом и действовал в соответствии со своими убеждениями,
обвинить его в том, что он действовал, исходя из конъюнктурных соображений, не может никто. За последние полвека в СССР и России сменились не одна, не две и даже не три эпохи. Но всегда рядом были фильмы Станислава Говорухина. Он ушел, а они останутся навсегда, и цитатами из «Место встречи изменить нельзя» еще будет говорить
не одно поколение русских людей.

ЦИТАТЫ ГОВОРУХИНА
«Закон — для всех. Но строги почему-то только к Ходорковскому. Что за чушь?!»
«Самое опасное сегодня то, что общество, от президента до самой низовой ячейки – семьи, учреждения или воровской малины – перестало исполнять закон».
«Дураков же не сеют, не пашут. Они сами родятся».
«Сегодня весь прокат находится в руках американцев. Они и диктуют репертуар».
«Мы хотели сделать нормальную партию, а получилась КПСС (о «Единой России»)».
«По России бродят просто стада молодых людей, которые не подозревают о том, что существуют духовные радости».
«Сегодня у зрителя пользуется успехом «Самый лучший фильм» – чемпион проката. А он
снят дебилом-режиссером по сценарию дебила-сценариста и для дебилов-зрителей».
«В Америке средний юный американец уверен, что Гитлера победила Америка во Вьетнамской войне под Багдадом, примерно и наши точно так же информированы».
«В кинематограф пришли люди, не читавшие книжек, но точно знающие, что нужно для кассы: насилие, кровь, выстрелы».
«Мужество — это когда человек не даёт страху смерти руководить своей жизнью».