Пароль будет отправлен вам на e-mail.

Эта, сравнительно небольшая улица, длина которой чуть больше километра, требует отдельного внимания из-за богатой истории и множества исторических памятников, часть из которых, к счастью, сохранилась.

УЛИЦА ОРДЖОНИКИДЗЕ

Нынешнее название дано в честь Серго Орджоникидзе — красного командира и героя советской России. Улицу Орджоникидзе часто называют культурной осью города, где сосредоточено большое количество духовных объектов, объектов культуры, просвещения, и они постоянно пополняются. Сегодня мы расскажем только о нескольких достопримечательностях, так как уделить внимание всем нам не позволит формат.

Сформировалась улица во 2-й пол. XIX века, и ранее называлась Московской. Она стала главной улицей старого интеллигентского района Сочи, и на ней располагалось большинство государственный учреждений города, в том числе Общественное собрание. Земли в районе Московской улицы принадлежали многим состоятельным владельцам, к примеру, районом современного Луна-парка и кинотеатра «Стерео» владел Феликс Федорович Юсупов, один из богатейших людей России. После убийства царского фаворита и прорицателя Григория Распутина в 1916 году, он навсегда покинул страну, оставив все недвижимое имущество, в том числе двухэтажный особняк, где в настоящее время расположился городской клуб юных туристов.

СОБОР МИХАИЛА АРХАНГЕЛА

История собора Архангела Михаила в Сочи неразрывно связана как с именами Святых апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита, прошедших с евангельской проповедью в этих краях, так и с летописью города, и говорит о неразрывной связи собора с появлением, развитием и будущим города.

21 апреля 1838 г. на возвышенности рядом с устьем реки Сочи-Пста был заложен форт Александрия. А на месте обнаруженных развалин раннесредневекового круглого каменного храма через 52 года, в 1890 году, и будет возведен новый собор, а форт станет историческим ядром для основанного после окончания Крымской войны в 1864 г. поселения пост Даховский, который в 1896 г. получит привычное нам название — Сочи.

Из газеты «Кавказ» №89 от 1(13) августа 1871 г.: «Вечером, наверху, близ дома (прим.: в котором останавливался вел. кн. М. Н. Романов), была иллюминация; эффектны были очень развалины церкви внутри бывшего укрепления, от которой остались только круглые стены без купола; наверху этого круга были расставлены плошки, придававшие своим светом грандиозный вид этим развалинам. При этом, на просьбу казаков, Его Высочество приказал начальнику округа возбудить вопрос о возобновлении этой церкви, которая, вместе с тем, служила бы и приходской для окрестных поселений, сгруппировавшихся по бассейну р. Сочи и ее окрестностей». Таким образом, с большой уверенностью можно сказать, что собор возводился на месте частично сохранившейся церкви времен Византийской империи.

Арсений Васильевич Верещагин не только привлек к участию в строительстве собора одного из крупнейших землевладельцев Черноморского побережья, почетного гражданина, купца первой гильдии Н. Н. Мамонтова, но и все собственные средства, вырученные от продажи дома в Смоленске, он передал на строительство собора. Уже в декабре столичный академик архитектуры А.С. Каминский прислал план и рисунки нового собора. 8 апреля 1874 г. Кавказское наместничество одобрило проект и дало согласие на возведение собора.

В полдень 26 мая 1874 г. была совершена закладка первого камня собора во имя Святого Архангела Михаила. Строительство собора горячо приветствовал писатель Ф.М. Достоевский. Но в силу многих причин строительство собора растянулось на долгие шестнадцать лет, из которых четырнадцать оно велось не только под неустанным руководством А.В. Верещагина, но зачастую и его руками.

25 октября 1890 г. строительство собора было завершено. Благодаря участию епископа Агафодора и курированию им сочинского прихода, собор обзавёлся обширной библиотекой, в нём фиксировалась история города и его окрестностей, имелся архив, к сожалению, ныне безвозвратно утерянный.

Историк-обозреватель С. Доратовский писал: «На возвышенном морском берегу выделяется церковь, сверкая золочеными крестами. Темная зелень кипарисов эффектно оттеняет белизну колокольни и кольцом окружила все здание… Церковь в городе одна. Главным украшением ее служит смешанный хор, составленный главным образом из любителей. Голоса – мужские и женские – подобраны с большим старанием. Хоровое пение музыкально. Горожане гордятся своим храмом и любят его».

В 1931 г. собор, естественно, закрыли. Рассказывают, что он избежал сноса только потому, что верующая сотрудница местного самоуправления самовольно внесла храм в список строений, пригодных для хранения зерна. Церковные ценности вывезли, купол, шатер колокольни и кресты сняли, собор стал складом. В 1943 г. здание и прилегающий земельный участок вернули прихожанам, но без церковного имущества. Голые стены восстанавливали своими силами на добровольные пожертвования.

КАЗНАЧЕЙСТВО

Здание казначейства было построено в начале ХХ века по проекту архитектора А. Я. Буткина и имеет все признаки стиля поздний модерн. Известный в Сочи архитектор никогда не повторял ранее найденного, всегда стремился к новизне и свежести, но в то же время его почерк легко узнается. Он разработал особую систему пластических и декоративных элементов, служащих важными средствами создания художественного образа здания.

Сама постройка кирпичная, в два этажа. Примененные здесь строительные и отделочные материалы подчеркивают южный характер здания. Строгость и простота, стремление находить красоту не в одной только орнаментике, а искать ее в массах и контурах здания, так характерные для «сочинского» модерна, нашли отражение в этой, безусловно заметной, работе А. Я. Буткина. Зодчий хорошо справился с достаточно сложной задачей постановки этого сооружения на ответственном участке в самом центре посада Сочи, напротив собора Михаила Архангела. Здание фасадом обращено к церкви и, несмотря на аскетизм, выглядит очень привлекательно и тепло.

В «Записке депутации от Черноморского побережья о проведении Черноморской дороги», изданной в Санкт-Петербурге в 1912 году отмечалось: «В 1902 году при учреждении Сочинского казначейства было выражено сомнение, что оно может дать даже 2 миллиона оборота, но в этом же году оборот оказался в 5 миллионов, а в 1911 году он был 19 051 708 рублей». Это говорит о несомненном экономическом росте побережья.

После Великой Октябрьской Социалистической революции здание национализировано. В настоящее время собственником постройки является РКЦ Центробанка России. В 1987 взято под охрану государства как памятник градостроительства. В 1996 году здание реконструировано и реставрировано по проекту архитектора О. Ф. Козинского. За всю свою историю оно не изменяло своего функционального предназначения.

ЛЕЧЕБНИЦА И ЖИЛОЙ ДОМ А. Л. ГОРДОНА

Лечебница и дом Гордонов располагались в верхней части Сочи. Рекламные проспекты и путеводители конца XIX- начала XX вв. рекомендовали российской публике выбирать для лечения именно эту «аристократическую», наиболее здоровую и благоустроенную часть сочинского курорта, которая была отведена по дачную застройку, гостиницы, лечебницы.

Гордон Аркадий Львович (1871- 1940) — первый городской врач в Сочи. По окончании медицинского факультета Харьковского университета в1899 году он начал врачебную деятельность в посаде Сочи. Его усилиями в начале ХХ в. здесь была открыта городская больница с операционной. Это позволило наладить медицинскую, особенно оперативную, помощь населению Сочи, нужда в которой тогда была очень велика и до этого почти отсутствовала. Хотя доктор Гордон и предпочитал среди других специальностей хирургию, но сама жизнь заставляла его, как городского врача, львиную долю внимания уделять лечению разных болезней, в том числе и малярии, которая была бичом населения всего Черноморского побережья Кавказа. За участие в вооруженном восстании 1905 года он был осужден и около года провел в тюрьме, после чего стал заниматься частной практикой.

В 1911 на улице Московской (совр. Орджоникидзе) Гордон открыл современно оборудованную хирургическую лечебницу санаторного профиля. В 1915-1917 служил в качестве военврача на русско-турецком фронте. После национализации лечебницы в 1918 году оставался её заведующим до середины 1920-х гг. Последующее время работал консультантом при Курортном управлении Сочи — Мацестинского курорта.

Хирургическая лечебница Аркадия Львовича Гордона построена по проекту А. Я. Буткина ёмкостью на 35 коек и сыграла большую роль в деле медицинского обслуживания населения. Возведенное здание выгодно отличалось чистотой и благородством образного решения. Планировка его проста и рациональна. При лечебнице был открыт химико-бактериологический кабинет (доктор Гордон уделял внимание проблеме заболеваемости малярией), диагностическая лаборатория. После национализации, в январе 1918 г., здесь открылась Первая советская хирургическая лечебница города Сочи, в которой А.Л. Гордон остался работать заведующим.

Пациентами А.Л. Гордона были приезжавшие на курорт руководители и политические деятели М.И. Калинин, К.Е. Ворошилов, С.М. Буденный и другие. В 1925 г. здание лечебницы было передано ВЦСПС для размещения в ней одного из корпусов санатория «Красная Москва» общекурортного типа (позднее — санаторий им. Мориса Тореза). В настоящее время на этом месте располагается кампус Олимпийского университета.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

Официальное, ныне существующее название он получил в далеком 1976 году. До этого времени это был лишь «Выставочный зал изобразительного искусства г. Сочи». В основе создания комплекса лежат работы известных художников России, которыми были украшены стены строившихся сочинских здравниц. Зданию же, в котором располагается музей, уже около 80 лет. И как следствие, это самый знаменитый памятник архитектуры курорта. Сооружение действительно оригинально! Построено оно было, как административное, известным архитектором Иваном Владиславовичем Жолтовским в 1936 году, и в нем долгое время располагался Городской Совет депутатов трудящихся.

Сегодня деятельность музея состоит не только в формировании коллекций, но и проведении различных мероприятий. Для этих целей в учреждении используют современное оборудование, например, брайлевские дисплеи, 3D-кинооборудование, уличные светодиодные экраны, информационные киоски с сенсорными экранами и многое другое.

Мы не рассказали еще о многих интересных объектах в районе улицы Орджоникидзе. Но мы обязательно к ним вернемся в следующих выпусках.