Пароль будет отправлен вам на e-mail.

В нашем городе есть удивительный уголок, где сохранилась атмосфера более, чем столетней истории. К сожалению, далеко не каждый может попасть на эту территорию, так как принадлежит она Министерству обороны.

Но мне очень повезло. Благодаря начальнику Сочинского Маяка Занилову Виталию Евгеньевичу, который дал распоряжение показать мне это удивительное сооружение.

Сразу за Собором Архангела Михаила, за забором, за воротами с якорем, скрывается от глаз небольшой кусочек почти нетронутой истории нашего города. Встретил меня главный техник, а без преувеличения можно сказать, потомственный смотритель Сочинского маяка, Вячеслав Геннадьевич Демидович. Его отец работал здесь 30 с лишним лет, а сам Вячеслав Евгеньевич
на маяке родился и не покидает его с 1954 года.

Как только за мной закрылась дверь, отделяющая от внешнего мира, я попала в такой тихое, почти заповедное место, что, казалось, даже звуки машин, проезжающих по улице Орджоникидзе, перестали сюда долетать.

День был удивительно теплый и солнечный, и погода только усилила это сказочное впечатление, будто я попала в другой мир, в какой-то музей-заповедник.

В любом случае, сразу было понятно, что здесь с умом и любовью поддерживают идеальный порядок и полную работоспособность объекта.

Сочинский маяк – не самая яркая достопримечательность Сочи. Он не бросается в глаза. Хотя увидеть его может каждый, прогуливаясь по набережной около Морпорта. И часто под словом «маяк» предполагают другое сооружение — растровых огней, то, что стоит на молу. Но мы расскажем именно о том маяке, что стоит на берегу нашего города с конца XIX века. Это одна из старейших построек в Сочи. Маяк относится к гидрографической службе Черноморского флота.

 

На территории небольшой мемориальный комплекс, на котором стоят списанные старые маячки, стоявшие на буях, и дублер маяка. Ничего не пропадает. Установили на постаменте – и история осталась.

 

 

Справа стоит здание, на котором табличка «1891». В нем изначально располагалась конюшня, держали две лошадки, а на чердаке хранили сено.

 

 

 

Проходим ко входу в сам маяк. Отсюда открывается чудесный вид.

 

 

Слева от двери – мраморная табличка, на которой написано: «Сочинский маяк построен русскими моряками в 1890-1891 гг. Оптическое устройство установлено парижской фирмой «L. Sautter & Cie» в 1891 г. Памятник истории и культуры охраняется государством».

 

 

 

Вверх ведет узкая винтовая лестница.

 

 

 

 

 

Первое помещение, в которое попадаешь, открывает ствол башни с табличкой, из которой следует, что сконструировала и построила маяк французская фирма «L. Sautter & Cie» из Парижа.

 

 

Оптический элемент системы французского физика-оптика Огюстена Жана Френеля, одного из создателей волновой теории света. Так что у нас в Сочи сохранился научный артефакт!

Все сооружение и оптика были доставлены прямо из Парижа еще в те далекие времена.

Устройство маячного фонаря и его оптической системы представляет большой интерес. Чтобы направить лучи от источника света как можно дальше в море, надо установить огромные линзы из шлифованного стекла диаметром более полутора метров. Масса каждой такой линзы более полутоны. А в Сочинском маячном фонаре применена сложная составная линза, состоящая из отдельных примыкающих друг к другу концентрических колец небольшой толщины, которые в сечении имеют форму призм специального профиля.

Эта конструкция позволяет резко уменьшить толщину, а значит и массу линзы даже при большом угле охвата. У Сочинского маяка горизонтальный угол охвата составляет 235°. Сечения колец таковы, что лучи от точечного источника выходят практически параллельным пучком и световой поток идёт в определённом направлении (в данном случае горизонтальном). Полукруглая оптическая линза Сочинского маяка имеет огромный размер, её высота около трёх метров, а фокусное расстояние — 920 миллиметров. Оптическая линза (фонарное сооружение) – самая большая на Черном море по площади.

 

 

Сначала маяк был керосиновый, горел фитилек, а тяга регулировалась вручную с помощью установленных по периметру на стене специальных заслонок, сейчас закрашенных. Смотритель маяка, учитывая, с какой стороны и с какой силой дует ветер, открывал одни заслонки, закрывал другие и создавал необходимый поток воздуха для того, чтобы поддерживать горение фитиля.

 

 

В этом ему помогал флюгер в виде шара, в основании которого есть отверстия. Ветер, попадая туда, поворачивает стрелу в направлении ветра. Все просто и красиво.

 

 

 

Так как сооружение было рассчитано на горение керосина, в самом центре сферического купола было отверстие, сейчас закрытое за ненадобностью и для защиты от дождя.

 

 

Мое посещение маяка пришлось на полдень, ярко светило солнце, но специально для меня включили на несколько минут электрический элемент лампы маяка, чтобы я смогла запечатлеть источник света, который используется сегодня. В фокусе линзы в шестиграннике из красного стекла находится электролампа в 1000 ватт, которая даёт постоянный свет. Рядом стоит дублер.

 

В башне маяка сохранилось круглое окно, которое показывает не только морской пейзаж, но и почти метровую толщину стен.

 

 

 

Когда мы спустились, Вячеслав Геннадьевич дал мне посмотреть интересный документ, «Книгу истории маяка Сочинский».

В нем от руки написана история возникновения маяка, а также технические нововведения, которые происходили в течении многих лет. Начинается это книга так:
«В 1838 году Россия в войне с Турцией освободила от турецкого ига побережье Черного моря, на котором в настоящее время стоит город Сочи. На месте, где стоит маяк, был построен форт Александрия, позже переименованный в Навагинское укрепление. Оно было обнесено крепостными стенами, составлявшими неправильный четырехугольник, по углам которого были поставлены бастионы с пушками. Из укрепления шел подземный ход на господствующую высоту (ныне гора Батарейка), на которой был установлены блокгауз и оборонительная башня. После поражения царской России в войне в 1854-55 гг от англо-французский войск, Навагинское укрепление было снесено. В 1864 году был снова основан порт Даховский, ставший через 10 лет посадом, и получивший название Сочи от местного названия реки Сочи-Пста. В 1874 году была построена церковь. Тогда в Сочи заходили пароходы Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ) и Российского общества транспортирования кладей. Если пароход приходил ночью, в обыкновенном фонаре зажигали белый огонь на козлах близ агентства РОПиТ, на скате возвышенности восточного берега реки Сочи. При невозможности же сообщаться с берегом из-за волнения моря — жгли красные фальшфейеры.
Затем частный предприниматель, некто Анастасиди предложил РОПиТу свои услуги по строительству и оборудованию маяка на деньги названного общества. Предложение было принято, и в том же 1874 году на скалистом берегу на высоте 117 футов (35 метров) над уровнем моря маяк начали строить. Строительство продолжалось шесть лет с перерывами: то не хватало средств, то мешала русско-турецкая война 1877–1878 гг. В сентябре 1880 г. на маяке впервые был зажжён белый сигнальный огонь».

В современном же виде Сочинский маяк действует с 1890 года. В качестве источника света в нём вначале использовалась керосиновая лампа, затем ацетиленовая и уже потом — электролампа.
И все это время он помогал найти морскую дорогу к Сочи. В советское время маяк горел своим огнем таким судам и лайнерам, как «Бретань», «Гермес», «Марсельеза», «Трансильвания», «Россия», «Победа», «Адмирал Нахимов», «Шота Руставели», «Тарас Шевченко», «Казахстан», «Абхазия» и другие.
Точка расположения любого маяка с указанием его географических координат есть во всех морских лоциях мира. Тут же даётся и фотография маяка, чтобы можно было безошибочно опознать его визуально. Ранее сочинский маяк имел такую характеристику: «Белый маяк с постоянным немигающим красным светом». Сегодня маяк светит зеленым цветом, который виден на расстоянии 17 миль, это почти 32 километра.
Мне приходилось видеть много предприятий и организаций в Сочи, но этот уголок нашего города необходимо сберечь. Он уникален.