Пароль будет отправлен вам на e-mail.

Год от года количество отходов в мире растет, как и уровень их опасности. Пластика в мире столько, что Китай уже отказался принимать на обработку иностранные отходы, не желая быть мировой свалкой. Все мы знаем, как остро стоит в Сочи проблема утилизации мусора. Уже много лет на самом высоком уровне обсуждается вопрос о том, каким именно образом должна быть решена эта проблема в городе-курорте. Сегодня каждый сочинец знает о том, что последний год стал одним из самых тяжелых – центр Сочи задыхался от зловония. Что нас ждет дальше?

31 января состоялась очередная сессия Городского Собрания Сочи. В повестке дня было рассмотрено 12 вопросов, один из которых, а именно «О работе администрации города Сочи в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с утвержденной Генеральной схемой очистки города Сочи» заинтересовал нас намного больше остальных.

Доклад был подготовлен заместителем главы города Сочи Ю. Ф. Паламарчуком. Далее мы приводим стенограмму выступлений. Наши комментарии будут отмечены жирным курсивом.

ПУТЕШЕСТВИЕ МУСОРА ПО СОЧИ

На территории города Сочи основными видами отходов, включенными в Генеральную схему, являются твердые коммунальные отходы, крупногабаритные, специфические коммунальные отходы, биологические, отходы автотранспортного комплекса, осадок очистных сооружений и строительные отходы.

Порядок обращения с отходами, утвержденный постановлением администрации города Сочи №81 с изменениями, внесенными в 2017 г. предусматривает сбор твердых коммунальных и крупногабаритных отходов на городских открытых контейнерных площадках, которых у нас в городе 1587 штук. Доставку отходов на площадки для перегрузки осуществляет большегрузный спецавтотранспорт мусоровывозящих компаний и последующий вывоз на лицензированные полигоны Краснодарского края.

На сайте Федеральной службы Росприроднадзора есть список юридических лиц, которые вправе работать с отходами 1-4 класса опасности. Не территории Сочи таких организаций двадцать. Самыми крупными является АО «САХ по уборке города» (далее САХ – от ред.), ООО «Экосервис» и ОАО «Крайжилкомресурс». По данным управления статистики по состоянию на 2017 год население города Сочи составляет 492,6 тысячи человек, из которых 380,2 тысячи (77,2%) человек являются абонентами САХ. За 2017 год САХ заключил с юридическими лицами 7084 прямых договора, кроме этого заключены 7000 договоров с предприятиями внутри крупных торговых центров, что составляет 70% от общего количества действующих юридических лиц в городе Сочи.

Объем вывозимых отходов из Сочи ежедневно увеличивается. В 2017 году было вывезено свыше 3 миллионов кубических метров отходов. В соответствии с Генеральной схемой обращения с отходами города Сочи предприятие «Крайжилкомресурс» завершило строительство межмуниципального полигона в Белореченском районе и получило лицензию на работу этого полигона. Но до настоящего времени линия по сортировке отходов на Белореченском полигоне в эксплуатацию не введена.

Также утвержден тариф на захоронение твердых коммунальных отходов сроком действия до 31.12.2018 года, который составляет 1190 рублей за тонну. Для сравнения: Абинский полигон – 616 рублей за тонну, «Чистая станица» — 472 рубля за тонну. В тарифе САХ заложена стоимость захоронения – 350 рублей за тонну.

В результате пожара на мусороперегрузочной площадке ТКО с предварительной сортировкой в Хостинском районе на улице Водораздельной, пришло в негодность оборудование по сортировке, прессовке и упаковке ТКО. (Однако, по информации ТАСС, «возгорание возникло на Водораздельной улице в одноэтажном неэксплуатируемом здании по прессовке мусора Сочинского мусороперерабатывающего комплекса». Из этого официального сообщения следует, что пожар произошел в ранее неэксплуатируемом помещении, что никак не могло повлиять на дальнейшую работу комплекса. Тем более, что не было ни одного упоминания о нанесении ущерба оборудованию по сортировке и упаковке ТКО, о котором в своем докладе говорил Ю. Ф. Паламарчук. Становится интересно, а не преувеличены ли были масштабы повреждений оборудования на Водораздельной? – от ред.)

Также не введен в эксплуатацию объект, который строил «Крайжилкомресурс», и не введена в эксплуатацию мусороперегрузочная площадке ТКО с предварительной сортировкой в Лазаревском районе. Это то, за что несет ответственность администрация Краснодарского края в лице департамента имущественных отношений и министерства ТЭК и ЖКХ (возглавляет Департамент имущественных отношений А. Г. Шеин, а Министерство ТЭК и ЖКХ – А. М. Волошин – от ред.) Они должны были закончить эти объекты.

В связи с этим, с марта по август 2017 года процесс перегрузки и дальнейшей транспортировки отходов за пределы города Сочи производился с временным накоплением отходов на заводе строительных материалов на улице Краснодонской 77. В настоящее время площадка приведена в первоначальное состояние, отходы вывезены в полном объеме. С 16 августа по 1 ноября 2017 года процесс перегрузки и дальнейшей транспортировки отходов за пределы города Сочи производился на улице Транспортной (территория бывшего ООО «Тоннельный отряд-44»). С 1 января 2018 года завоз ТКО на эту площадку не производится, и она приведена в первоначальное состояние, отходы вывезены полностью (А была ли реальная необходимость создавать свалки в центре города, если, как сообщало ТАСС, на Водораздельной, напомним, сгорело отдельно стоящее неэксплуатируемое здание? – от ред.).

С 1 ноября 2017 по 24 января 2018 года для перегрузки ТКО использовалась (печально, но широко известная – от ред.) площадка САХ за авторынком на улице Транспортной. За период новогодних праздников на этой территории находилось более 8000 тонн отходов, потому что в этот период в Сочи находилось 350 тысяч гостей, а полигоны в течение четырех дней не работали. В настоящее время почти все вывезено. Остаток составляет 200 тонн, и мы ожидаем, что к концу дня (31.01.2017 – от ред.) данная площадка будет полностью очищена.

Принимая во внимание, что единственной площадкой для временного накопления ТКО, соответствующей требованиям законодательства, является площадка на Водораздельной, сейчас она уже используется. Со стороны администрации проведена огромная работа для возврата этой площадки в муниципальную собственность. В настоящее время произведен раздел земельного участка. Часть земли передана МКУ «УКР» и с 25 января они вместе с САХ начали эксплуатировать данный участок с использованием очистных сооружений.

Планируемая к внедрению территориальная схема обращения с отходами предусматривает функционирование регионального оператора. Подготовка конкурсной документации до 1 мая 2018 года и отбор которого по городу Сочи будут проведены министерством ТЭК и ЖКХ Краснодарского края. Конкурсные процедуры после этого займут около 3 месяцев. После избрания регионального оператора с ним будет под- писано соответствующее соглашение, а РЭК утвердит тариф. После этого региональный оператор заключит договор с мусоровывозящей компанией, которая будет работать на территории города Сочи. Также туда входит Белореченский полигон.

По нашим данным региональный оператор начнет работу в 4-м квартале 2018 года. На роль оператора планируем предложить МУП «Чистый Сочи». Предприятие имеет лицензии и положительный финансовый результат на протяжении последних лет. Тариф изменится, но не в сторону уменьшения.

(Какой смысл устраивать конкурс с уже запланированным победителем, да еще и с однозначным повышением тарифа? Чем МУП «Чистый Сочи» будет лучше АО «САХ по уборке города», работающего уже много лет? Подобные изменения уже имели место быть в нашем городе, когда ООО «Сочиводоканал» поменяли на МУП «Водоканал». Кому от этого стало легче? Кстати, небольшой анализ работы нового предприятия на месте бывшего мы проведем в следующем выпуске – от ред.)

Есть утвержденная программа по раздельному сбору. В городе Сочи раздельный сбор по четырем видам отходов планируется ввести до 2022 года. В этом году мы начинаем активную работу по внедрению раздельного сбора.

ЗАТУЛИН ЗА ЗАВОД ПО ЯПОНСКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Далее выступил депутат Государственной Думы от Сочинского округа К. Ф. Затулин и развил тему решения проблемы с ТКО, отметив, что обсуждение этой темы вышло за пределы кабинетов и стало, по его словам, поводом для разного рода слухов.

 

Если говорить конкретно, то лично я, после избрания депутатом в 2016 году, знал существо проблемы в целом для города, и тот факт, что город задыхается от нерешенной в целом проблемы утилизации мусора, вынужден приспосабливаться к разным обстоятельствам, вывозить мусор за пределы городской черты и, естественно, терять на этом и время, и деньги, и качество самого обслуживания. Как раз в 16-м году вступила в заключительную стадию работа, которую проводил консорциум «РТ-Инвест» с правительством РФ. Она продолжалась к этому времени уже около 2 лет по согласованию схемы создания новых современных мусороперерабатывающих заводов на территории РФ. Очень кратко это получило название «Зеленый тариф».

Речь идет о том, что по поручению президента РФ наш военно-промышленный комплекс (это корпорация «Ростехнологии») подключился к поиску решения этой проблемы. В процессе был заключен договор с корпорацией «Hitachi», которая не только в Японии, но во всем мире занимается этой работой, и по той информации, которой я владею, 40% мусороперерабатывающих заводов Евросоюза построены именно по их технологиям.

(А по той информации, которой владеем мы, многие европейские страны отказываются от этих технологий и заменяют их на более передовые и экологически-безопасные – от ред.)

В связи с этим был заключен договор с консорциумом «РТ-Инвест» (интересно, что на 40% «РТ-инвест» принадлежит частном улицу, Сергею Скворцову, бывшему партнеру Рубена Варданяна, курировавшего, в частности, скупку акций КАМАЗа – от ред.), в который вошли крупнейшие финансовые учреждения нашей страны: «Внешторгбанк», «Сбербанк» и т.д. Но и не только нашей страны. Одними из учредителей консорциума являются партнеры из Швейцарии. Суть состоит в том, что для того, чтобы работа по созданию этих заводов была не убыточная, а прибыльная, требуется принять на государственном уровне решение о введении «зеленого тарифа», который компенсирует разницу в себестоимости вырабатываемой в результате утилизации мусора электроэнергии для его производителей на этом заводе. Вы понимаете, что одним из главных продуктов утилизации отходов является электроэнергия. Эта электроэнергия дороже, чем та, которая вырабатывается другим, привычным путем. Для того, чтобы компенсировать владельцам этих заводов, занимающихся мусоропереработкой, и вводится «зеленый тариф», который накладывается не на население, а по решению правительства РФ на федеральном уровне на энергодобывающие компании страны, такие, как «Газпром», «Роснефть» и так далее.

(Только непонятно, зачем этим компаниям какой-то «зеленый тариф»? – от ред.)

В первую очередь определились 5 заводов, 4 из которых в Подмосковье, а один в Татарстане. В результате, когда я к этому подключился, ждали решения правительства, чтобы стартовал эксперимент по запуску пяти заводов. Забегая вперед, скажу, что это решение было принято в прошлом году весной. Был установлен тариф, проведен конкурс, который ожидаемо выиграла «РТ-инвест», приступившая к строительству этих заводов. Потребовалось личное обращение к генеральному директору «Ростех» С. В. Чемезову, который это поддержал. Он, в свою очередь, представил эти соображения президенту РФ, и одобрение было получено.

Эту деятельность невозможно было бы планировать без контракта с руководством края и города, поэтому в начале 2017 года я проинформировал всех руководителей, и они выразили готовность и интерес к рассмотрению этого проекта. Губернатор Краснодарского края в начале 2017 года официальным письмом на имя вице-премьера правительства РФ А. Г. Хлопонина, которому правительством поручена эта работа, сообщил о желании, чтобы такой завод был построен на территории города Сочи. В сентябре 2017 года состоялась встреча Хлопонина с Кондратьевым и его первым заместителем Алексеенко, где шла речь о возможности строительства завода. В качестве предварительного варианта размещения рассматривался Лазаревский район, Верхнее Буу, где, в соответствии с Генеральным планом, есть территория, которая предполагалась под строительство или мусорного полигона, или, в данном случае, завода. Это решение сильно взбудоражило местное население, но это уже следующий вопрос. Я пробрасываю все остальные рассуждения и хочу сказать, что президент РФ, которому было доложено об этом проекте, дал поручение его разрабатывать и существенно его расширить. Президент РФ поручил построить не один, а три завода. Один в Сочи, второй – на Тамани и третий – в Минеральных водах. Я был участником заседаний правительственной комиссии, в ходе которой обсуждались, где размещать эти заводы по этой технологии, потому что это, естественно, расходы федеральных компаний, а регионы, субъекты РФ конкурируют за право получить решение в свою пользу. Мнение Министерства энергетики с самого начала приходилось преодолевать, потому что Краснодарский край является энергодостаточным. Электроэнергия здесь, по мнению энергетиков, дополнительная не нужна. И они с большей готовностью рассматривали другие регионы. Но позиция Хлопонина, инициаторов этого проекта и, наконец, президента РФ, состоит в следующем.

Невзирая ни на какие затраты, которые потребуются для строительства этих трех заводов, они являются приоритетными по отношению ко всем остальным. То есть, даже если где-нибудь в других регионах будет возможность вложить собственные средства в эту работу, после первых пяти заводов, первыми будут рассматриваться эти три, на Юге России.

Вчера, 30 января, должна была состояться правительственная комиссия, на которой формально должно было быть принято решение, подтверждающее необходимость строительства завода в Сочи. Хочу отметить, что на этой стадии в решении правительственной комиссии не упоминается какое-либо конкретное место в Сочи, где этот завод будет располагаться. Это вопрос, который необходимо решать. На сегодняшний день есть 8 участков, которые рассматриваются в качестве возможного места строительства завода.

Накануне заседания комиссии (неожиданно) Министерство ЖКХ и строительства Краснодарского края, заместитель министра С. И. Удинцев направил письмо в аппарат правительства, где было сказано, что территориальная схема Сочи не предусматривает создание какого-либо завода. Город Сочи, в соответствии с этой схемой должен вывозить ТКО на полигон в Белореченск. То есть это был формальный отказ от инвестиций в строительство этого завода. В течение дня нам удалось совместными усилиями выйти на губернатора, переубедить и восстановить истину. И в тот же день появилось письмо за подписью Алексеенко, где речь идет о противоположном. Цена вопроса 23 миллиарда рублей. Это стоимость завода производительностью 450 тысяч тонн ТКО в год. На сегодняшний день Сочи производит 350 тысяч тонн отходов. Речь идет о том, что завод будет построен на перспективу роста населения. При этом, я хотел бы заметить, что главная претензия к возможности строительства такого завода связана с недоверием населения к любым мусорным заводам, которые расположены по соседству. Потому что они загрязняют атмосферу и т.д. В этом отношении, безусловно, будет представлена вся необходимая информация. Как вы знаете, руководство города, будучи в Японии, посетило один из таких заводов. Такие заводы расположены в центре Парижа, рядом с Эйфелевой башней, в центре Вены, где находится популярное кафе, куда приходят люди, там содержатся редкие виды животных, чтобы показать, насколько экологически безопасна атмосфера. И сегодня можно рассматривать любую территорию для строительства завода, включая центр города Сочи.

Важно понимать, что ни Бог, ни царь и ни герой не подарят городу Сочи 23 миллиарда рублей, не требуя софинансирования ни от бюджета города, ни от края, ни от Федерации. Все 23 миллиарда рублей – это инвестиционные средства. Тот тариф, который будет установлен, позволит предприятию работать на условиях 20%-ой рентабельности. В этом и есть интерес инвесторов в расчете на окупаемость завода в будущем. При этом условием этого проекта является неувеличение тарифа для населения.

(Однако, остаются открытыми вопросы: на каких условиях для бюджетов края и города будут инвестироваться средства на строительство завода, помимо введения «зеленого тарифа»? А также, каким образом финансовая нагрузка для реализации этого проекта сможет обойти простого жителя? По нашему мнению, она все равно, тем или иным образом, ляжет на плечи рядовых налогоплательщиков – от ред.)

Комиссия пройдет на следующей неделе, и решение будет принято. Еще раз хочу заметить, что это решение дважды докладывалось президенту РФ. Если президент в свое время сыграл такую роль в судьбе Сочи, добившись проведения здесь Олимпиады, то это второе по объему решение, принимаемое в пользу Сочи и сочинцев.

Я понимаю, что есть большое количество заинтересованных в том, чтобы этот проект не состоялся. Потому что у кого-то есть свой маленький мусорный бизнес, и ему хочется, чтобы он не пропал на фоне большого оператора. Также и рядовые жители с ужасом воспринимают перспективу строительства завода. Иначе, как просветительством, эту проблему не решить. Мы наметили приезд сюда команды, которая на пальцах будет объяснять и рассказывать об этом проекте.

Если пойдет все без сучка, без задоринки, завод будет построен в 2020- 2021 году.

На этом фоне была высказана отличная идея – запретить в Сочи использование полиэтиленовых пакетов, заменив их на бумажные, которые являются утилизируемыми. А раздельный сбор не является альтернативой заводу. Нам нужно и то, и другое. Кто говорит, что нам нужен только раздельный сбор, на самом деле, невежи. Потому что одно может быть сделано быстрее, а другое требует перевоспитания личности.

Давайте подытожим выступление депутата Государственной Думы. Все правильно, завод в Сочи нужен. Однако, г-н Затулин не сообщил, что правительством РФ действительно рассматривается вопрос о переработке отходов в нашем городе, только поручение было дано рассмотреть все существующие технологии с учетом их особенностей, а стратегическое предпочтение отдать отечественным технологиям. Существуют ли у нас такие разработки? Да, существуют. Это плазменная газификация. И именно эти технологии внедряются последние годы в Европе вместо тех, о которых говорит Затулин. В ближайших выпусках мы проведем детальный сравнительный анализ этих двух технологий для того, чтобы у жителей Сочи была возможность увидеть, какая альтернатива существует у того проекта, который нам преподносят, как единственно правильное решение. И самое важное: зачем нам поддерживать иностранных производителей, когда в нашей стране разработаны свои, уникальные технологии, превосходящие по эффективности и экологичности те же японские?

Разве поддержка отечественного производителя не является приоритетом в политике и экономике нашей страны?

Для справки:

Распоряжение правительства РФ от 25 января 2018 года №84-р: Стратегия определяет цели, задачи, этапы реализации государственной политики в области формирования и развития отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления в долгосрочной перспективе. Стратегической целью является формирование отечественной промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления, обеспечивающей максимальное вовлечение таких отходов в производство и планомерное снижение количества отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, развитие технологической и машиностроительной базы, обеспечивающей эту отрасль промышленности современным высокотехнологичным оборудованием с высоким экспортным потенциалом.

Полную видеоверсию выступления Паламарчука и Затулина на сессии ГСС от 31.01.2018 смотрите на нашем YouTube-канале.