Пароль будет отправлен вам на e-mail.

Новый учебный год вот-вот наступит. Кто- то поведет своих детей первый раз в первый класс, кто-то проводит юношей и девушек в выпускные классы, ну а кому-то еще учиться и учиться.

В преддверии начала школьных дней, когда первоклашки начнут учиться писать буквы, затем слова, а старшие ученики будут исписывать не одну тетрадь в месяц, мы хотим рассказать вам о такой полезной области знания, как графология. В первую очередь эта информация будет полезна родителям школьников. Во вторую – учителям, которые еще чаще сталкиваются с тем, что и как пишут наши дети. Но для начала немного о предмете нашего разговора.

Что такое графология?

Уже давно доказана связь между функциями мозга, психической деятельностью и мелкой моторикой руки. Рука в процессе письма является инструментом мозга, личности пишущего. Почерк — очень тонкий барометр, и именно поэтому — достоверный материал для анализа. Специалист-графолог по почерку может очень многое рассказать о человеке: о его способностях и задатках, темпераменте и чертах характера, самооценке, обучаемости и даже о состоянии здоровья. Таким образом, можно сказать, что графология – «лабораторный анализ личности».

Само письмо – это вид психотерапии, проговаривания своих мыслей. Их анализ самым положительным образом сказывается на психологическом равновесии не только детей, но и их родителей. Предложите ребенку, пусть даже первоклашке, вести дневник. Купите специальную красивую тетрадку, можно с замочком. Пусть записывает туда все, что с ним происходит, все свои мысли и переживания. Таким образом они не будут скапливаться внутри не переработанным грузом, а подвергнутся всестороннему анализу. Нехитрым, согласитесь, способом ребенок с детства научится выделять приоритеты, правильно оценивать обстоятельства, избавляться от негатива.

Когда формируется почерк.

6-11 лет – это этап овладения письмом. Ребенок еще только учится писать. Его почерк полностью не сформировался, не приобрел автоматизма, но в нем уже можно увидеть индивидуальное начало.

С 11 лет почерк начинает меняться. Подросток все меньше задумывается о том, как писать и переключает свое внимание на содержание текста.

К диагностике детского почерка графологи относятся особенно осторожно, так как в раннем возрасте психика находится в постоянной динамике и претерпевает всевозможные изменения. Все эти особенности детского развития отражаются и в почерке. Тем не менее, почерк все равно несет в себе устойчивую информацию о личности ребенка. По нему можно продиагностировать динамику умственного и психического развития, увидеть признаки ЗПР (задержку психического развития), проанализировать особенности эмоционально-волевой регуляции, определить текущее психоэмоциональное состояние (в том числе депрессию, невротизацию), а в более старшем возрасте – суицидальный риск.

Как выглядит «здоровый» почерк?

Здоровый, гармоничный нажим осуществляется следующим образом: линия, идущая вниз, на себя, пишется более сильно, а линия, идущая вверх, от себя, – чуть слабее. Такая ритмичность (если она становится автоматичной и получается сама собой) свидетельствует об отличной психической саморегуляции человека, гармоничном чередовании циклов напряжения и расслабления, возбуждения и торможения. Знаки беды. Родителей должно насторожить, если:

  • ребенок не в состоянии написать слитно и гладко несколько букв вместе;
  • графика письма (штрихи, линии) выглядят дрожащими и ломкими, как будто в процессе написания ребенка толкали под руку;
  • освоение письменного навыка дается с большим трудом: ребенок сильно устает, а его рука постоянно перенапряжена. Все это свидетельствуют о внутреннем психическом перенапряжении, хроническом состоянии стресса.

Также должно насторожить, если к 11–12 годам:

  • почерк не приобретает хотя бы минимальной спонтанности, легкости в написании;
  • ребенок с трудом выписывает каждый элемент, как он это делал в первом классе;
  • буквы максимально похожи на пропись – в них совершенно не проглядывается индивидуального стиля. Подобные особенности письма могут свидетельствовать о задержке психического развития. Такие дети, как правило, не успевают и по другим предметам.

И напоследок советы от психолога, эксперта-графолога Любови Васильевны Дубровиной: «Не заставляйте детей выписывать буквы так, как они написаны в прописи. Если учитель требует следования четким правилам написания, заступитесь за своего ребенка. Можете апеллировать к мнению графологов, утверждающих, что дети должны писать аккуратно, понятно, читабельно, но по-своему. Уже ни в одной стране детей не заставляют писать так, как в прописи. Необходимо сохранять и развивать индивидуальность ребенка. Если у детей при письме в почерке появляется много «штыков», острых углов – нужно понять, что ребенок на что-то сердится, у него внутри возрастает агрессия. Или дома некомфортно, или учительница не по душе. В более старшем возрасте, если у ребенка слова и буквы ложатся на строку, «падают» – это сигнал о том, что воля ребенка подавлена и есть угроза, что у ребенка могут возникнуть депрессивные мысли вплоть до нежелания жить. Нужно ослабить давление на ребенка. Не требуйте от ребенка только хороших оценок. Одни могут быть отличниками, а другим достаточно быть троечниками, чтобы реализоваться в жизни. У каждого время для реализации разное. Если вы заметили, что у ребенка буквы развалившиеся, недописанные, нужно смотреть, есть ли проблемы в отношениях в семье. А бывает, что учителя решают подавленные проблемы своего характера за счет детей».

Родители! Только вы знаете своего ребенка, особенности его темперамента и характера. Каждый ребенок индивидуален. Помогите учителю увидеть заложенный природой потенциал вашего сына или дочери, и, конечно, его раскрыть. Школа и родители закладывают почву, как для позитивных, так и негативных черт взрослеющего человека, с которыми он будет жить в будущем. И именно они могут подарить детям счастливое, здоровое детство, которое позволит ребенку вырасти зрелой, самостоятельной и развитой личностью. Желаем вам принятия верных решений, а вашим детям – радости от встречи со школой!