Пароль будет отправлен вам на e-mail.

Город Сочи занимает второе место по протяженности в мире. 145 километров вдоль всего черноморского побережья. Мировой рекорд принадлежит Мехико – 200 км. По данным федеральной службы государственной статистики на сегодняшний день в Большом Сочи проживает 467.681 человек. Это только официальные цифры. Реальное количество все-таки больше. А в разгар курортного сезона наш город становится еще многочисленнее. И всем этим людям надо как-то перемещаться – кому на работу, а кому на отдых. Не все имеют личный автотранспорт, поэтому огромная нагрузка ложится на основной общественный транспорт – автобусы.

К летнему сезону департаментом транспорта готовится новое расписание, уменьшается интервал движения, продлевается время работы в вечернее время как муниципальных, так и коммерческих автобусов. Однако зачастую после 22 часов можно воспользоваться только муниципальным общественным транспортом.

Маршрутки ходить перестают, так как самые «денежные» часы уже позади и после длинного рабочего дня, начинающегося в 6 утра, сил уже не остается. Посменная работа у нас не практикуется. Какие возможности использует департамент транспорта для контроля работы перевозчиков?

Как нам рассказал заместитель директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Вячеслав Иванович Бауэр, абсолютно во всех автобусах установлена система ГЛОНАСС. Перевозчик не имеет права выпускать без этой системы автобус на линию. В мае, в преддверии Кубка Конфедераций, департаментом совместно с «Транспортной Дирекцией-2018» разработано новое мобильное приложение «Сочи. Транспорт», в которое заведены абсолютно все маршруты и автобусы Сочи. Его можно установить на любой смартфон и самим отслеживать «свой» автобус. Например, вы вышли на остановку, спешите, и вам важно знать, когда и какой автобус подойдет. Заходите в приложение, выбираете остановку или номер маршрута и видите в реальном времени перемещения автобусов с нужным вам номером. Также можно ввести данные «откуда» и «куда», а приложение подберет подходящие варианты, что позволит приезжим легче ориентироваться в городе. Это очень просто и удобно. Сотрудники редакции уже установили приложение в свои телефоны и рекомендуют всем, кто пользуется общественным транспортом. Единственное – все-таки не все автобусы выходят на линию с включенным ГЛОНАССом, поэтому некоторые из них будут сюрпризом.

Но в первую очередь глобальная навигационная спутниковая система именно департаменту транспорта позволяет отслеживать работу перевозчиков, контролируя соблюдение расписания. С 1 августа начнет работать общая городская диспетчерская, которая будет централизованно осуществлять мониторинг и контроль работы всего общественного транспорта.

На сегодняшний день осуществляется 10000 рейсов ежесуточно. И факты нарушений отрабатывались только по факту поступления жалоб от пассажиров. Никаких документальных возможностей доказать нарушение не было, кроме камер, установленных в салонах. И то, большинство камер не оснащены функцией записи звука, что особенно важно при рассмотрении жалоб на хамство водителей, на игнорирование пожилых людей, которые пользуются проездными, на «забывчивость» водителя, когда нужно дать один рубль сдачи. При наличии таких данных приглашается руководитель предприятия и водитель, на которого написана жалоба. Сотрудники департамента проверяют записи с камер. Проводится инструктаж, иногда дело заканчивается увольнением. Так что, если водитель оскорбляет пассажиров, нарушает этические или правовые нормы пассажира, не стесняйтесь, обращайтесь по телефону компании-перевозчика. Обычно реквизиты с названием предприятия и номерами телефонов указаны в самом автобусе. Самое важное – запомните номер автобуса, время и место нарушения.

Но иногда и пассажиры ведут себя неадекватно – бросают деньги в водителя, требуют остановить в неположенном месте, не думая о том, что водитель будет оштрафован на 1500 рублей. Ространснадзор совместно с департаментом транспорта несколько раз в неделю проводит проверки работы на линии, отслеживает нарушения с помощью фото- и видео- фиксации.

С начала 2017 года было выставлено около 200 штрафов. Поэтому водители, не склонные к риску, не останавливаются «по требованию». Не будем их в этом винить. Дополнительная прогулка благоприятно сказывается на здоровье. В следующем году департамент транспорта планирует полностью изменить подход к расписанию.

С новым программным обеспечением расписание и отправление автобусов с конечных остановок будет координировать диспетчер. И теперь самое интересное. Все мы знаем, что в городе довольно много маршрутов, которые совпадают более, чем на 40%. Из- за этого начинаются гонки между «конкурентами» за лишние 19 рублей. Это отражается на безопасности дорожного движения. На следующий год департамент транспорта запланировал также масштабную реорганизацию маршрутной сети, в которую будет заложено исключение дублирования маршрутов. В Сочи магистральная система с подводящими маршрутами. С 2013 года развилось много микрорайонов, которые связываются с основными транспортными узлами на 80% дублирующими друг друга автобусами. Чтобы разгрузить дороги, будет внедряться безналичная система оплаты, которая и позволит изменить маршруты. Например, 44 маршрут, который курсирует по Лысой горе, спускает и поднимает пассажиров на Лысую гору. Туда же идет и 92 автобус, соединяющий Светлану с районом Мамайки (тут можно привести пример с любыми другими номерами, например, в Кудепсте или Хосте). Это дублирование загружает уличную сеть. Принцип обновленной системы будет такой: по горе курсирует один автобус, который спускает пассажиров вниз на Курортный проспект. Все заплатили в нем 19 рублей, а дальше уже безвозмездно пересели на нужный им автобус.

Сейчас проводится исследование маршрутной сети, по результатам которого будут разработаны все технические детали внедрения безналичной системы. Скорее всего, это будет валидатор*, к которому прикладывается транспортная карта. Благодаря этой системе можно будет расширить и возможности пассажира. Например, получать скидки при покупке, скажем, 1000 поездок или 100 часов, сделать различными тарифы на проезд для жителей Сочи и отдыхающих. С новой системой появится нужда в работе контролеров, чтобы проверять, провел ли пассажир транзакцию, так как не во всех автобусах можно будет установить турникеты. Зато теперь никто не будет отвлекать водителя от его главной задачи – безопасно доставлять пассажиров до места. А теперь немного о грустном, но неизбежном. Произведены расчеты, согласно которым планируется рост базового тарифа с 19 до 23 рублей, как в Краснодаре. Стоимость проезда повысилась и в Новороссийске, Туапсе и Геленджике. Кстати, безналичный способ оплаты проезда, которую собираются ввести в Сочи, позволит создать гибкую систему скидок. Чтобы оценить потребности жителей, учесть все особенности нагрузок на различные маршруты и разработать наилучшую схему движения автобусов, на сайте администрации будет выложена анкета. По результатам опроса будет вестись работа над оптимизацией маршрутной сети. Как только департамент транспорта разместит анкету на сайте, мы вам сообщим и опубликуем ссылку.

*Валидатор (от англ. valid — действительный, имеющий силу, правомерный) — электронное или механическо-электронное устройство, предназначенное для отображения и/ или проверки документов (проездных билетов общественного транспорта, пропусков), записанных на бесконтактные или контактные электронные носители для оперативного контроля над правомерностью прохода пассажира в салон автобуса, троллейбуса, трамвая и иных подобных видов наземного транспорта, на посадочную платформу в метро, на железной дороге и других видах транспорта, где контроль оплаты проезда осуществляется за пределами транспортного средства, или сотрудника в офис. Часто совмещён c турникетом.